Вестник
Культурологии
Herald of Culturology

РУССКИЕ СЕЗОНЫ ДЯГИЛЕВА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ. ПАРАДОКСЫ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Красавченко Т.Н.

Аннотация

Со второй половины XIX в. в России существовал культ балета, тогда как в остальной Европе к нему относились как к «недоискусству». В начале ХХ в. со сменой мировоззренческой и эстетической парадигм мейнстримом постепенно становится модернизм, в Европе назревает необходимость радикальной реформы искусства вообще и балета в частности. Наиболее мощный и яркий его реформатор – Сергей Дягилев, харизматичная личность с редким организаторским талантом и поразительным эстетическим чутьем, прошедший «школу» русского Серебряного века, прежде всего «Мира искусства», модернист и позже авангардист. С 1909 г. он стал «экспортером» русского искусства в страны Запада. Парадокс в том, что именно в Великобритании, по своей традиционалистской, умеренной, гибко консервативной культуре противоположной России и авангардистскому артистическому темпераменту Дягилева, его труппа в большей мере, чем в других странах, нашла признание. Оставаясь «другими» в сдержанной регламентированной Великобритании, они тем не менее существенно дополнили «дефициты» британской культуры, многое сделав для нее, без чего она была бы другой, возможно, гораздо беднее. Дягилев вошел в британский инонациональный Пантеон.

Ключевые слова

русский балет; английская культура; культурное взаимодействие; традиционализм; консерватизм; модернизм; авангардизм; инонациональный Пантеон.

DOI: 10.31249/hoc/2019.01.03

Скачать текст статьи