Вестник
Культурологии
Herald of Culturology

НЕКЛАССИЧНЫЙ КЛАССИК: ВЗГЛЯД НА ИСКУССТВО С. ЭРЬЗИ (1876–1959) ИЗ XXI ВЕКА

Розенберг Н.А.

Аннотация

В статье впервые в отечественном искусствознании сделана попытка показать целостность искусства русско-аргентинского скульптора С. Эрьзи на основе искусствоведческого анализа наиболее известных его произведений, созданных в Италии, России и Аргентине. Особенности его личностного и творческого развития раскрываются в контексте социокультурных событий, отличавшихся бурным, иногда катастрофическим характером. Юношеские идеалы толстовства в сознании зрелого мастера приобретают черты мировоззрения, утверждающего приоритет идеалов нравственного, духовного совершенства, преданность которым почти неизменно оплачивалась ценой жизни. Документальное подтверждение слов Эрьзи приводится в записи его секретаря Л. Орсетти. О приверженности этим идеалам писали и близко знавшие Эрьзю люди в Италии, России, Аргентине. Тема жертвенности, страдного пути объединяет и его библейские произведения, и вещи революционной тематики. Об их успехе в статье говорится не только на основе периодики, но и впервые с привлечением каталогов выставок. В Аргентине Эрьзя создал монументальные портреты духовных вождей человечества – эти портреты самим скульптором были собраны в специальную экспозицию в его доме: Моисей, Бетховен, Толстой, Н. Гоголь. Мотивы красоты и рождения, продолжения человеческого рода воплощены Эрьзей в знаменитых женских образах «Обнаженная», «Ева», «Материнство», «Танец». Красота пластическая и тайна преображения женского тела завораживали зрителей на выставках произведений скульптора и явились свидетельством изменения его соматического восприятия в Аргентине. Так, в искусстве Эрьзи в Аргентине проявляются интуитивность и эмоциональная сверхнормативность, присущие культурному сознанию латиноамериканцев. Отношение скульптора к материалу, который он выбирал для той или иной работы, диктовалось замыслом. Редкая способность работать в любом материале — цемент, мрамор, бронза, древо – выделяет его среди современных скульпторов. Он следовал традиции Микеланджело в обработке мраморного блока и стал единственным мастером, покорившим твердые породы тропических деревьев. Сегодня очевидно, что наследие скульптора-мыслителя Эрьзи не оценено в полной мере.

Ключевые слова

толстовство; мистика; архетип; гармония; классика; соматическое восприятие.

DOI: 10.31249/hoc/2021.03.05

Скачать текст статьи