Вестник
Культурологии
Herald of Culturology

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА КАК ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ: РУССКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА ХIХ–ХХ ВЕКОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛЬШИХ ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

Хренов Н.А.

Аннотация

В статье предпринята попытка обнаружить особый уровень обобщения множественных фактов, которые собирались искусствоведческим сообществом с рубежа 50–60-х годов прошлого столетия до наших дней и которые имеют отношение к периоду в истории отечественного искусства, называемому Серебряным веком. Большевистская идеология отторгала многое из того, что возникло в русском искусстве рубежа ХIХ–ХХ веков, это заметно затрудняло прояснение вопроса об интерпретации искусства Серебряного века как «славянского Ренессанса», наследующего с большим запозданием традицию западного Ренессанса. Специфика культурологического подхода к исследованию духовного наследия Серебряного века в статье связана с фундаментальной концепцией социодинамики П. Сорокина, предложившего не линейный, а циклический подход к истории. В соответствии с этим подходом большие длительности истории развертываются в виде смены типов, а уникальность Серебряного века определяется переходной эпохой, в частности, сменой культуры чувственного типа, возникшей еще в эпоху Ренессанса, тем, что П. Сорокин назвал культурой идеационального типа. Серебряный век демонстрирует, с одной стороны, затухание культуры чувственного типа, что воспринимается и оценивается как упадок искусства, а с другой – рождение культуры идеационального типа, о чем свидетельствует вытеснение чувственной стихии в искусстве стихией сверхчувственной. Эта тенденция свидетельствует не об упадке, а о подъеме искусства. Конкретным выражением этого сдвига на рубеже ХIХ–ХХ веков оказывается символизм – художественное направление, существенное для понимания всего наследия Серебряного века.

Ключевые слова

русская культура; Серебряный век; славянский Ренессанс; надлом цивилизации; кризис империи; Россия – Запад; Россия – Восток; переходные процессы; декаданс; упадок искусства; подъем искусства; культура чувственного типа; культура идеационального типа; символизм; неоромантизм; русское искусство рубежа ХIХ–ХХ веков, преемственность; линейность; циклизм; ретроспективизм; византийская традиция; искусствоведческий подход; культурологический подход; пассионарный подъем; омассовление.

DOI: 10.31249/hoc/2020.02.01

Скачать текст статьи