У христианского богословия есть одна особенность, сближающая его с научной теорией: оказывается, некоторые богословские представления — даже те, за которыми стоит многовековая традиция, — могут быть опровергнуты новыми, ранее не известными фактами. В статье подробно рассматривается одна из таких ситуаций: традиционные представления об ипостасном соединении во Христе божественной и человеческой природ (христологический догмат) опровергаются выводом новозаветной библеистики о том, что Христос как человек ожидал эсхатологической катастрофы в самом ближайшем будущем. Такого рода ситуации, с одной стороны, свидетельствуют о кризисе традиционного христианского богословия, а с другой — стимулируют его дальнейшее развитие. Возможное направление развития — создание множества альтернативных богословских систем, неуязвимых для сколь угодно строгой критической мысли и отражающих реальное разнообразие религиозных чаяний тех людей, которых приводит к христианству современная жизнь. В качестве примеров упоминаются богословские системы Альберта Швейцера, Пауля Тиллиха и Карла Барта.
богословская теория; фальсифицируемость; проблема неведения Христа; альтернативные богословские системы.