Вестник
Культурологии
Herald of Culturology

ФАНТОМАС КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФИГУРА «ПРЕКРАСНОЙ ЭПОХИ»: ЗНАКИ «ГОТИЧЕСКОГО»

Пахсарьян Н.Т.

Аннотация

В статье рассматривается роль, которую сыграл персонаж романов Сувестра и Аллена Фантомас в мифологизации того историко-культурного периода, который во Франции называют Belle époque – «прекрасная эпоха». В это время многочисленных технических достижений (не просто упоминаемых в романах о Фантомасе, но играющих роль в развитии романной фабулы), стремительной урбанизации и т.п. возрастает преступность, создающая атмосферу тревожности, порождающая ощущение всесилия зла. Фантомас оказывается воплощением беспокойного времени, неуловимым и непобедимым Злом, чему способствуют разнообразные способы визуализации этого «героя без лица», предстающего на афишах, иллюстрациях и в экранизациях романов. Несомненно принадлежа к области паралитературы, романы о Фантомасе одновременно привлекли внимание сюрреалистов, создавших свою, амбивалентную версию этого персонажа. Особое внимание уделяется элементам готического в поэтике этих романов. 1 Работа выполнена за счет гранта Российского научного фонда, проект № 23-28-01727 «У истоков современного жанра хоррора: топос страха в готической литературе Великобритании и Франции».

Ключевые слова

Фантомас; «прекрасная эпоха»; символ; миф; преступность; Зло; сюрреалисты; экранизации; готическое

DOI: 10.31249/hoc/2023.02.10

Скачать текст статьи