Рассматривается творчество одного из самых известных современных художников Италии – Маурицио Каттелана (р. 1960), снискавшего славу шутника, абсурдиста и провокатора своими парадоксальными и эпатирующими произведениями и эксцентричными акциями. Анализируются наиболее значимые работы художника – от ранних («Бидибидобидибу», 1996; «Девятый час», 1999; «Он», 2001, и др.) до недавних («Америка», 2016; «Комик», 2019). Сделанные наблюдения позволяют заключить, что в творчестве постмодерниста Каттелана, пронизанном иронией, цитатами и аллюзиями, нашли отражение традиции авангардного искусства начала ХХ в., прежде всего дадаизма, с его эстетическим радикализмом, эпатажем и реди-мейдом, как, собственно, художественное направление просуществовавшего недолго, но положившего начало искусству концептуализма.
ирония; самоирония; провокационное искусство; перформанс; инсталляция; концептуализм; традиции дадаизма; постмодернизм.