Статья посвящена рассмотрению правомерности интерпретации образа героя произведения Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Павла Смердякова как «человека ressentiment». В связи с этим анализируется ценностное содержание концепции ресентимента Ф. Ницше и М. Шелера. Обосновывается, что в центре этой концепции находится образ аристократа-«барина», с позиции которого любое поползновение «раба» обрести достоинство расценивается как проявление душевной и физической ущербности – ресентимент. В статье показано, что Достоевский действительно вывел Смердякова как тип, имеющий большое сходство с «человеком ресентимента», но не сводящийся к таковому. Причиной кардинальных расхождений является то, что пронизанный ресентиментом герой Достоевского помещен в ценностный универсум, в котором надменный барский взгляд, ищущий ресентимент у других, не поощряется. Достоевский слишком сильно сочувствовал униженным и оскорбленным и слишком явно отождествлял себя с ними, чтобы последовательно встать на позицию ницшевско-шелеровского аристократа, ищущего ресентимент у бунтующего раба.
Смердяков; смердяковщина; Ницше; Шелер; Достоевский; ресентимент; нормативный образец.