Вестник
Культурологии
Herald of Culturology

«ВСТРЕЧА С АДОМ И ОДНОВРЕМЕННО РАЕМ» (ФИЛОСОФИЯ АЛЬФРЕДА ШНИТКЕ)

Кондаков И.В.

Аннотация

Статья посвящена философским взглядам А.Г. Шнитке и его философии музыки. Это – «другая философия», своего рода «предфилософия». Во-первых, она не терпит никакой систематизации, которая упрощает и ограничивает философию, демонстрируя ее относительность и «неполноценность». Во-вторых, она избегает традиционных категорий разума – понятий и логических построений. Она ориентируется на образы и ассоциации, на трудно уловимые субъективные связи между ними. Она в принципе иррациональна и интуитивна, а потому поддается множеству разнообразных интерпретаций. В-третьих, Шнитке верит в «нераскрываемость» авторской философии до конца, поскольку в глубине она опирается на «тайну», к осознанию которой можно приблизиться либо через наивный, либо поэтический, либо через религиозно-мистический дискурс. Поэтому музыка Шнитке всегда шифрует тайные знаки, символы, числа, которые являются средствами выражения сакральных смыслов («код Шнитке»). В-четвертых, в своей музыке Шнитке постоянно обращается к цитатам, псевдоцитатам, аллюзиям, стилизациям классиков и современников, к монограммам композиторов и исполнителей и таким образом создает интертекстуальное пространство полистилистики, через которое реализуется «связь времен» (диалог музыкантов разных эпох). Полистилистика воплощает плюрализм культурной памяти и интеграцию множества музыкальных стилей и идей в представление о «вечной музыке». В-пятых, в свете полистилистики Шнитке в своем творчестве воссоздает диалог между серьезной и развлекательной музыкой, элитарной и массовой культурами. В результате возникают образы, соединяющие в себе контрастные стили и обладающие нравственно-эстетической амбивалентностью. Эти образы допускают взаимоисключающие толкования и провоцируют философские споры.

Ключевые слова

философия музыки; предфилософия; Шнитке; образная ассоциативность; наивный; поэтический и религиозно-мистический дискурсы; музыкальная «нумерология»; полистилистика; интертекстуальность; нравственно-эстетическая амбивалентность.

DOI: 10.31249/hoc/2024.01.11

Скачать текст статьи