В статье рассматривается эволюция мышления американских и европейских композиторов начала XX в., расширение их музыкального кругозора в связи с рождением и появлением раннего джаза – новой ритмической музыки на Юге США. Практически все знаменитые композиторы начала столетия в той или иной степени обратились к джазу, каждый по-своему преломляя в творчестве новые ритмы и гармонии. В данном процессе исходным, основным материалом были профессиональные композиторские сочинения, а джаз способствовал ассимиляции. В статье рассматриваются эксперименты, представляющие интерес с позиции сплавления музыкальных жанров, синтеза элементов музыкального языка, предвосхитившие впоследствии рождение уникального музыкального стиля фьюжн.
Стравинский; Мийо; Пуленк; Равель; Скотт Джоплин; Джордж Гершвин; Джеймс Пол Джонсон; «Джелли Ролл» Мортон; «Дюк» Эллингтон; «Диззи» Гиллеспи; Стэн Кентон; Вуди Герман; Джордж Ширинг; Стэн Кентон; Гюнтер Шулер; Пол Уайтмен; Чарли Минус; Джордж Рассел; Гил Эванс; Альфред Шнитке; «Modern Jazz Qartet».