Вестник
Культурологии
Herald of Culturology

К ФИЛОСОФИИ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА

Кондаков И.В.

Аннотация

Статья представляет философию Сергея Прокофьева не только как концентрацию его творческого опыта, но и как результат глубокого изучения трудов великих философов – Канта и Шопенгауэра. Прокофьев различает в своем творчестве априорную философию музыки и – апостериорную. Первая представлена мыслями о музыке (творческой волей); вторая – собственно музыкальными произведениями (творческими представлениями). Музыкальная воля первична и уникальна; музыкальные представления – вторичны и вариативны. Кантовские антиномии чистого разума послужили для Прокофьева системой его жизненных и творческих координат. Так, симфоническое творчество композитора складывается как цепь бинарных структур, представляющих собой смысловые антиномии; противоположные суждения о реальности, соотнесенные между собой как «тезис» и «антитезис». Симфонии Прокофьева, связанные попарно, – о революции, об отношениях Европы и России, о Великой Отечественной войне, о творческом выживании в условиях идеологического давления – запечатлевают историю первой половины ХХ в. как трагический разлом мира между силами добра и зла, созидания и разрушения, свободы и жестокой необходимости. Художник, находящийся посреди борьбы противоположностей, призван быть философом – средоточием гуманизма, гармонии и творческой воли.

Ключевые слова

философия музыки; Кант; Шопенгауэр; антиномии чистого разума; воля и представление; мысли о музыке; музыкальное произведение; априорная и апостериорная философия; бинарные макроструктуры музыки.

DOI: 10.31249/hoc/2023.01.10

Скачать текст статьи